Как просить повышения зарплаты

Все мы нуждаемся в деньгах, и для большинства главным источником заработка был и остается наемный труд. Однако просить повышения оплаты за труд у начальника часто оказывается непростым делом. Если вы все же считаете, что заслуживаете прибавки, и у вас есть аргументы в свою пользу, стоит сообщить об этом начальнику. Однако, практика показывает, что только при наличии весомых оснований для такой просьбы вероятность благоприятного исхода высока.

Множество порталов, посвященных поиску работы и личностному росту, уже написали по этому вопросу тысячи страниц. Практически все как один дают академически стерильные советы на тему подготовки к тяжелому разговору и тактике ведения беседы.

Вы наверняка читали рекомендации, подобные следующим:

Вредные советы

Как же правильно подготовиться к диалогу с начальником о прибавке к зарплате?

Наилучшим поводом к разговору могут послужить следующие факторы:

1. Объем работы у вас увеличился и остается таким на протяжении нескольких месяцев;

2. Изменились или расширились должностные обязанности;

3. Вы повысили свою квалификацию, получили новые знания и навыки;

4. Ваша зарплата уже не соответствует зарплатам специалистов такого же уровня на рынке.

Для разговора с руководством стоит выбрать благоприятный момент, например, завершение какого-либо серьезного и трудоемкого проекта.

Обосновать просьбу о повышении зарплаты помогут такие рекомендации:

1. Проанализируйте положение дел на рынке труда труда. Сколько в среднем зарабатывают специалисты вашего профиля? Какие обязанности они при этом выполняют? Владея этой информацией, будет легче убедить начальника прислушаться к вам.

2. Обдумайте все ваши успехи и достижения за время работы.

3. Постарайтесь выявить самое существенное. Подкрепите отчет конкретными цифрами.

4. Отметьте объективные факторы, позволяющие вам рассчитывать на повышение зарплаты - это могут быть увеличившееся количество обязанностей, получение дополнительного образования, регулярное перевыполнение плана.

Как бы все правильно.

Но на практике не работает. Почему?

Потому что совершенно не учитываются интересы другой стороны, а именно - работодателя.

Нетрудно смоделировать типовые диалоги на базе данных советов.

Вы не справляетесь с текущим объемом работ? Значит, ваша квалификация так и не выросла, а уровень организации труда прискорбно низок.

Вы получили новые знания? вероятно, вследствие посещения в рабочее время курсов/семинаров, которые вам оплатила компания? Это повод для дополнительной отработки вложенных фирмой средств.

Вам сделали предложение из конкурирующей организации? Так идите! Ах, НЕ сделали? Тогда о чем речь?

Что стоит за фасадом прибавки?

Просьба о повышении зарплаты - очень серьезный шаг, необратимый. Важно понимать, что после тяжелого разговора с начальником (а легким он быть и не может), все будет уже не так, как прежде, вне зависимости от принятого руководством решения.

Дело в том, что деньги не могут появиться ниоткуда. Увеличение зарплаты одному сотруднику влечет за собой или увольнение другого, или уменьшение зарплаты третьего или снижение прибыльности предприятия, причем не однократное/разовое/сезонное, а условно постоянное. Следовательно, данной просьбой вы навлечете на себя повышенное внимание отрицательного свойства.

Будьте готовы к тому, что на вас будут смотреть как на "пятую колонну", потенциального предателя, не разделяющего идеалы компании, ненадежный и опасный элемент, от которого лучше всего избавиться в подходящий момент. Удастся ли вернуть былое расположение и атмосферу сотрудничества? Далеко не факт.

Далее. Рассмотрим такой организационно-экономический аспект как наличие на предприятии системы ведения бухгалтерского, управленческого и кадрового учета, утвержденного штатного расписания, подписанных трудовых договоров. Нельзя волевым решением повысить зарплату отдельному человеку, а можно - только штатной единице. Со всем бухгалтерским и юридическим прикладом, сопровождающим данное организационное решение. Следовательно - вы просите не за себя, а за всех сотрудников компании, трудящихся в должности, аналогичной с вашей. Похвально, конечно, но эта затея имеет мало шансов на успех.

Что же делать?

Подготовиться к увольнению, на всякий случай

Сначала следует подготовить отступной путь. Так сказать, план "Б" на случай, если после судьбоносного разговора, отказа и увеличения груза взаимных обид из компании все-таки придется уйти. Посмотрите актуальные вакансии - что предлагает сегодня рынок. Подготовьте резюме. Освежите навыки самопрезентации.

Просить карьерного повышения

Говорите с руководителем о карьерном росте, а не о повышении зарплаты! Это принципиальная разница. У другой штатной единицы - другая зарплата, а значит, руководитель может избежать эскалации конфликтов и болезненной напряженности в коллективе, вызванной попыткой оправдать повышение только одному члену команды.

Докажите, что готовы принять функционал и ответственность новой должности. Это - путь к достойному диалогу сторон.

А вот чего ни в коем случае не стоит делать, прося прибавки:

1. Не пытайтесь давить на жалость, ссылаясь на семейные обстоятельства, невыплаченные кредиты, сложные жилищные условия и пр.;

2. Откажитесь от сравнивания своей зарплаты с заработками коллег по работе;

3. Не ссылайтесь на сделанные вам выгодные предложения от конкурентов: шантаж - самое последнее дело.

Источник: агентство по подбору персонала Финансовый Сектор